Привет, гость!

Вы не авторизованы на сайте и, возможно, не зарегистрированы. Мы вам рекомендуем зарегистрироваться или авторизоваться.

Зарегистрировавшись, вы сможете скачивать файлы, у вас не будет рекламы и многое другое!

Зарегистрироваться

» Епифань моя ты древняя...

 
 
 


Епифань моя ты древняя...

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Интерес к истории — это естественное чувство. Челове­ку тесно и скучно жить только во времени настоящем, ему необходимо ощущать себя в прошлом. Особую роль в приобщении к прошлому играет облик малых городов, где каждый камень, каждая пядь земли и даже воздух пропитаны историей. Оказавшись там, человек мысленно становится участником событий давно минувших лет. Одно из таких мест в Тульской области — поселок Епифань — бывший уездный город.

 

  Никольский собор в ЕпифаниАрхеологические исследования показали, что верховья Дона были заселены военными людьми еще 4—2 тыся­челетия до нашей эры. На терри­тории самой Епифани самым древним памятником считается Федосьино го­родище — небольшое укрепление славян-вяти­чей, служившее им в XI—XIII веках для защиты от врагов и диких зверей. На его месте в конце XVI века возник Успенский монастырь. К сожа­лению, раскопки на древнем городище пока не проводились.

  Куликово поле — Первое поле русской рат­ной славы, где Дмитрий Донской со своими вои­нами в жестоком сражении одолел полчища золотоордынского темника Мамая, — это тоже епифанская земля, территория бывшего Епифанского уезда. К временам битвы относится немало легенд и преданий, в том числе и о происхожде­нии названия местности. «Епифания» в переводе с греческого означает «богоявление», но боль­шинство версий склоняются к тому, что название городу дано по имени какого-то Епифана.

  Первый документ, сохранившийся до наших дней, — «Книга Епифанского острога и посаду, и казачьих, и стрелецких слобод, письма и меры князя Ивана Васильевича Мосальского и Григо­рия Ярцева с товарищи, лета 7080 году» (1571— 1572 г.г.) — начинается словами: «В Епифанове лугу острог на реке на Дону, у Епифанского болота, вниз по Дону на левой стороне, постановление князя Ивана Федоровича Мстиславского...». Эти слова указывают не только на имя основа­теля крепости, но и на более древнее проис­хождение названия местности.

  Во второй половине XVI века город и уезд уже существовали как сформировавшаяся во­енно-административная единица, выполняющая оборонно-сторожевые функции на южной окра­ине Московского государства. В 1578 году Епи­фань впервые упоминается в Разрядных книгах. Службу в остроге несли пешие и конные стрель­цы, которые жили в слободах, располагавшихся на месте современных Больничной и Конной улиц.

  Сооружены были первые деревянные хра­мы. В конце XVI века на Федосьином городище был основан мужской Успенский монастырь. Одновременно с острогом возникли восемь ка­зачьих слобод. На их месте располагаются со­временные населенные пункты: Мельгуново, Алтабаево, Козлово, Голино, Рождествено, Алешино, Шевырево и Кораблино.

  Казаки небольшими отрядами, от трех до десяти человек, несли сторожевую службу у реч­ных бродов к югу от города. При появлении «летучих татарских отрядов» они тут же посы­лали гонца в Епифань с предупреждением о при­ближающейся угрозе. Крепость под руковод­ством сначала осадного головы, а позже воево­ды, готовилась к обороне. Среди воевод Епи­фани следует выделить представителей верхне­го слоя русского дворянства: князей Никиту и Петра Семеновичей Вяземских, Ивана Ивановича Козловского, Дмитрия Юрьевича Мещерского.

  К концу XVII века, с расширением границ госу­дарства и присоединением Украины, татарские набеги перестали достигать Епифани. Город по­степенно теряет свои оборонительные функции и приобретает новое административно-хозяй­ственное значение. Удобное расположение го­рода — на перекрестке дорог из Тулы, Данкова, Ефремова, Венева, Скопина — способствует развитию торговли. На постоянное жительство сюда переезжают купцы из других городов.

  В начале XVIII века Петр I выбирает Епифань центром для руководства грандиозным для того времени проектом — строительством Иванов­ского канала, призванного соединить две вели­кие русские реки — Дон и Волгу.

  Работы начались в 1701 году. Число рабо­чих на «государевом союзном деле» достигало двадцати тысяч человек. Работали зимой и ле­том в неимоверно трудных условиях. К 1709 году длина за шлюзованной части составила 210 ки­лометров, по каналу было проведено несколь­ко судов. Но после неудачного прусского похо­да работы прекратились.

Строительству Ивановского канала посвятил свою повесть «Епифанские шлюзы» писатель Андрей Платонов.

  Сохранилось много легенд и преданий о про­исхождении соборного храма и чудотворной иконы святителя Николая, связанных с Куликов­ской битвой. В письменных источниках Никола­евская соборная церковь впервые упоминается в 1685 году. Какой она была в то время, камен­ной или деревянной, пока не установлено. В 1736—1738 годах, в царствование императрицы Анны Иоанновны, Николаевская соборная цер­ковь была построена из камня, с пятью купола­ми, с придельными алтарями. Храм был обнесен кирпичной оградой наподобие Тульского крем­ля—с зубцами, бойницами и боевым ходом. Высота стен составляла 4,25 метра. По четырем углам ограды размером 80 на 115 метров сто­яли башни, одна из которых, юго-западная, со­хранилась до настоящего времени.

  Императрица удостоила новую церковь в Епифани своим вниманием и пожертвовала ризу и епитрахиль старинной парчи, а также дарова­ла колокол в 114 пудов и 14 фунтов.

В начале второй половины столетия над оградными воротами западной стены была по­строена отдельным зданием церковь во имя Иоан­на Воина, с колокольней в верхнем ярусе, на ко­торой установили городские «русские часы, действующие колоколами». Время Екатерины Великой  это время реформ в государ­ственно-административном управлении. В 1777 году было учреждено Тульское наместни­чество Московской губернии. Кузнецы в ЕпифаниГород Епифань становится цент­ром одного из двенадцати об­разованных уездов 8 марта. Но к реконструкции горо­да приступили не сразу, так как в описании к плану говорилось: «У которых обывателей нынешние строения не придут в линии, оставить до такого времени, когда сами собою обветшают, повалятся или другим каким способом уничто­жатся... дабы обыватели не претерпели от сломки дворов, к житию годных». В проекте указыва­лись места для заводов, кузниц и прочих пред­приятий. В юго-восточной части за ограничительным рвом закреплялось место кладбища, куда оно было перенесено из бывшей Пешей слобо­ды в 1772 году. К концу XVIII столетия население города со­ставляло 1298 человек. Большинство из них за­нимались торговлей. 88 из 136 жилых домов при­надлежали купцам и мещанам. Новый XIX век можно назвать самой яркой страницей в истории. В 1810 году началось стро­ительство новой соборной церкви. Первые по­жертвования на сооружение храма сделал церковный староста купец Петр Михайлович Логви­нов (1756-1816 гг.). Его поддержали другие жи­тели города. В 1814 году завершилось строительство тра­пезной церкви во имя Божией Матери Троеручицы. В 1815 году приступили к постройке глав­ной части композиции — величественного куполь­ного летнего храма. Сооружался он в модном тогда стиле позднего классицизма — ампир. До сих пор храм поражает воображение грандиоз­ностью размеров, изысканностью и обилием де­коративного убранства. По этим параметрам его часто сравнивают с Исаакиевским и Казанским соборами Санкт-Петербурга.

  Строительство завершилось летом 1850 года, 20 июля храм был освящен. Новая соборная церковь была невиданной роскошью для неболь­шого уездного городка. Общая длина этого раз­новременного, с учетом угловой башни ограды и колокольни, архитектурного комплекса — 80 метров, ширина — 50. К сожалению, до сих пор остается неизвестным имя зодчего, создавшего этот уникальный памятник.

   К реконструкции Епифани по генеральному плану 1779 года приступили в 30—40-е годы XIX века. Перестраивались улицы и кварталы, стро­ились новые дома. Разбирали стены соборной ограды и очищенный кирпич использовали на строительство жилых домов, торговых лавок и других сооружений по периметру главной пло­щади, как того требовал план.

В городе работали четыре кирпичных заво­да, принадлежавшие местным купцам: М.П. Се-милеткину, Р.Л. Артемьеву, Е.П. Плотникову и Д.И. Молчанову. Эти предприятия производили около двухсот тысяч штук кирпича в год. Рабо­тали в Епифани и другие заводы: кожевенный В.Т. Оводова, пивоваренный П.М. Фролова, са­лотопные К.Е. Пономарева и А.П. Семилеткина, воскобойный И.Л. Расторгуева и другие. Были в Епифани гостиницы и трактиры, частные обще­ственные бани, зернохранилища. Содержателя­ми «городских весов и мер» были купец B.C. Мазурин и мещанин П.П. Толстухин.

  Во второй половине столетия, и особенно в последней его четверти, значительно возросло значение Епифани как торгово-промышленного центра, что способствовало улучшению эконо­мического положения города. 14 декабря 1874 года через станцию Епифань (город Кимовск) прошел первый поезд, открывший движение по новой Сызрань-Вяэемской железной дороге. Благодаря этому существенно расширилась гео­графия торговых связей епифанских купцов и мещан, что привлекало большее число продав­цов и покупателей, а значит, увеличивало до­ходы местных жителей и городской казны.

  Освобождение крестьян от крепостной за­висимости привело к появлению в городах де­шевой рабочей силы. Епифанские купцы стали вкладывать свои капиталы в производство. В 1876 году A.M. Брежнев построил в конце Куз­нечной улицы мыловаренный завод, который производил 500 пудов мыла в год.

  И.И. Брежневу принадлежал завод по про­изводству махорки, где десять рабочих изго­товляли около 4000 пудов табака в год. В Епи­фани было немало мелких предприятий по вы­делке кожи, по переработке плодов и ягод, свеч­ной и кирпичный заводики, несколько мастер­ских по пошиву обуви и одежды, хлебопекарни и колбасные цеха.

  К северо-западу от города, по берегу Дона велась разработка торфа. Самым крупным пред­приятием в Епифани был винокуренный завод, основанный в 1883 году купцом 2-й гильдии Дмитрием Ивановичем Брежневым. В 1887 году на нем работало около шестидесяти человек, а к 1904 году, когда его хозяином стал М.М. Звягин и компания, число рабочих достигло ста чело­век. Завод производил спирт, водку, настойки.

  Но все-таки главным занятием жителей Епи­фани была торговля. В лавках купцов и мещан можно было приобрести самые разные товары, произведенные на лучших предприятиях России. Два раза в неделю, по вторникам и воскресень­ям, на главной площади проводились базары. Три раза в год на ярмарочной площади (терри­тория современного рынка) устраивались боль­шие ярмарки: в феврале — Федоровская, в мае — Никольская, в августе — Ивановская. Главными предметами торга были лошади, которых приго­няли табунами из степных районов страны, ведь в уезде было пять конезаводов. В большом количестве на ярмарках продавалась сельскохо­зяйственная продукция: скот, птица, зерно, кар­тофель, масло, привезенные крестьянами из со­седних деревень и сел.

  К концу XIX века, после завершения реконст­рукции, Епифань приобретает свой окончатель­ный облик, характерный для городов русской провинции. Раскинувшийся на холмах и утопаю­щий в зелени садов город особенно красиво смотрелся с западной стороны от Дона: слева на северо-западной горе — бывшая слобода кон­ных стрельцов; посредине — крутой холм древ­него городища, венчаемый церковью Успения в каменной ограде; за ним — главная гора с поя­сом рвов и валов, сохранившихся от крепости-острога XVI—XVII веков. Над зеленой стеной го­родского сада устремился ввысь шатер Надвратной башни, а за ним, величаво вглядываясь вдаль, — купол Никольского собора. Справа, на южной горе, красовалась своим белоснежным нарядом Преображенская церковь. Словно бы­линные богатыри на пограничной заставе, стоя­ли три храма, охраняя, казалось бы, незыбле­мую тишину провинциального городка.

  В 1913 году население Епифани насчитыва­ло более четырех с половиной тысяч человек, «все — православного вероисповедания». Боль­шинство составляли купцы и мещане. Наиболее именитыми были Оводовы, Расторгуевы, Поно­маревы, Морозовы, Байбаковы, Мазурины, Брежневы, Сухопаровы, Соболевы. Они имели богатые дома с дворами и торговыми лавками в Епифани, владели магазинами в других городах Тульской губернии. Представители этих фами­лий чаще других избирались в местные органы самоуправления, занимались благотворитель­ностью, вкладывали свои капиталы в здраво­охранение и образование, были известны дале­ко за пределами города и уезда.

Константин Иванович Расторгуев представ­лял Тульскую губернию в Государственной думе третьего и четвертого созывов — с 1907 по 1914 год. По его просьбе из государственной казны было выдано 5 тысяч рублей для завершения постройки храма-памятника во имя Сергия Ра­донежского на Куликовом поле. Константин Ива­нович многое сделал для развития торговли и культуры в губернии.-

  В семье купцов Оводовых были очень попу­лярны русские шашки. Представитель этой фами­лии — Аркадий Александрович — был одним из лучших игроков конца XIX — начала XX века. В 1894 году в 1-м Всероссийском турнире он занял третье место, через год был вторым, а в 1897 году стал чемпионом в заочной игре (по переписке).

  Имя Пантелеймона Григорьевича Оводова связано с астрономией. В середине 1890-х го­дов он закупил в Германии телескоп и полное оборудование для метеостанции, которые уста­новил во дворе собственной усадьбы. Резуль­таты наблюдений ежемесячно отправлялись в Пулковскую обсерваторию. Раз в год Оводов выезжал в Санкт-Петербург на совещания аст­рономического общества, почетным членом ко­торого был.

  Еще одному представителю Оводовых — Ксенофонту Петровичу — суждено было стать последним «городским головой». На эту долж­ность он избирался с 1896 по 1917 год.

  Епифань была не только административно-хозяйственным и торговым центром округи. В городе уделялось большое внимание культуре и образованию. В 1888 году начал свое существо­вание музей наглядных пособий, который впос­ледствии стал краеведческим.

  К 1917 году в Епифани было несколько учеб­ных заведений. Женская гимназия давала сред­нее классическое образование и право поступ­ления в университет без экзаменов. Неполное среднее образование давало мужское город­ское четырехклассное училище. Дети из низших сословий получали начальное образование в мужском и женском приходских училищах. В 1914 году в Епифани была открыта учительская семинария, главным организатором которой был инспектор народных училищ Дмитрий Александ­рович Мазинг.

 В Епифани действовал народный театр, а в 1911 году мещанин Васильев установил в «го­родском доме кинематограф».

  После Октябрьской революции власть в стра­не перешла к Советам народных депутатов. 3 де­кабря 1917 года съезд демократических орга­низаций провозгласил в Епифани и уезде совет­скую власть. Первыми распоряжениями нового руководства были введение контрибуции с бур­жуазии и купечества, национализация предприя­тий и других заведений, жилых домов. В самых богатых купеческих домах разместились район­ные органы власти.

В начале 30-х годов началась «культурная революция». По всей стране закрывались пра­вославные храмы, многие из них были разруше­ны. В Епифани были разобраны Преображен­ская церковь, колокольня и летний храм клад­бищенской церкви. На самом кладбище мест­ные вандалы разгромили большинство памятни­ков и надгробий XIX — начала XX века.

22 июня 1941 года началась Великая Отече­ственная война. 20 ноября немцы заняли Епи­фань. Захватчики грабили жителей, угоняли скот, отбирали теплые вещи, громили библиотеки, убивали людей. 13 декабря части 10-й армии генерала Ф.И. Голикова освободили город. Не­долго оккупанты хозяйничали в Епифани, всего три недели, но этого оказалось достаточно, что­бы превратить город в руины. Перед отступле­нием они взорвали большинство каменных зда­ний, сожгли более половины деревянных жи­лых домов. Разрушенная и окутанная дымом Епифань сохранилась в кадрах кинохроники, которые не раз показывались в документаль­ных фильмах о битве под Москвой.

  По данным Кимовского военкомата, в годы войны по Епифанскому району были мобилизо­ваны 15353 человека, 9461 из них не вернулись домой. Сотни епифанцев пришли с фронта с наградами.

  Последствия войны, отдаленность от желез­ных дорог, отсутствие крупных промышленных предприятий существенно сказались на дальней­шей судьбе Епифани. Она была отнесена к чис­лу неперспективных населенных пунктов, В 1958 году Епифанский район был ликвидирован и его территория передана в состав Кимовского и Донского районов.

  Но Епифань живет. Ее жители гордятся про­шлым своего города, гордятся людьми, кото­рые прославили свой родной край. Уроженцами епифанской земли являются: ученые с мировым именем М.П. Чумаков и М.С. Молоденский, пи­сатели В.И. Немцов, С.М. Голицын, К.Т. Ванин, поэты В.М. Галкин, В.Л. Кулемин, А.А. Логунов, художник Н.И. Обрыньба, доктора наук Ю.М. Пятин, И.М. Разин, С.В. Кузьмин, Г.В. Шадский... Да разве всех назовешь!

 

С.В. КУСАКИН,

заведующий Епифанской историко-этнографической экспозицией Государственного музея-заповедника «Куликово поле».


Besucherzahler russian woman
счетчик посещений